загрузка сайта психолога

Открывается

0

Консультация психолога онлайн
  • Наталья Бабух

    психолог

Стоимость

Родом из детства: как ребенок формирует жизненный сценарий. Последствия.

Родом из детства: как ребенок формирует жизненный сценарий. Последствия.

Взрослый ли я?

В предыдущей статье я рассказала о том, что такое жизненные сценарии, как они проявляются в жизни и как мешают. Очень рекомендую начать с нее. Там важная база и много практических примеров.

А сейчас вторая статья из цикла. В ней я хочу сделать акцент на том, как ребенок формирует сценарий.

Почему именно ребенок?

Потому что я все еще вижу повсеместную тенденцию рассматривать под лупой поведение родителей. И психологи много рассказывают, какие травмы появляются у ребенка в результате определенного воспитания. И люди склонны чрезмерно обсуждать то, как на них повлияли родители, что дали, чего недодали, как травмировали.

Чем это опасно? Как это мешает?

Как только мы обвиняем родителей, мы автоматически отдаем им руль от нашей жизни. Это они когда-то сделали с нами что-то такое, из-за чего сейчас мы до сих пор не в порядке.

Но.

Давайте посмотрим на это иначе. Сценарий выстраивается, когда есть как минимум двое участников: значимый взрослый и ребенок. Да, взрослый совершает или не совершает какие-то действия, отправляет какие-то послания, но принимает их и обрабатывает ребенок. Ребенок – абсолютно незрелое существо. У него отсутствуют «инструменты» для качественной обработки входящей информации. Дальше вы прочитаете (я расписала буквально по возрастам) возможности ребенка.

Там всегда будет искажение. Поэтому, какими бы любящими, заботливыми ни были ваши родители, вам, как в том анекдоте, всегда будет что рассказать своему психотерапевту.

Нет ни одной семьи, где ребенку не был бы нанесен ущерб в процессе воспитания, просто потому, что это - естественный процесс. Этого невозможно избежать. Как бы ни старался родитель, он не может в полной мере отвечать за реакции ребенка. За реакции незрелого существа.

В этой статье я покажу вам, как выглядит процесс со стороны ребенка, для того, чтобы вы смогли постепенно убрать свое внимание с родителей.


Не так важно то, что было раньше. Гораздо важнее то, что человек делает с этим сейчас.


Можно сказать: «Это родители меня оставляли в садике на пятидневку и забирали только на выходные. И теперь я никому не верю, боюсь проявляться, строить карьеру...»

А можно сказать: «Да это было. И повлияло на меня вот таким образом. Но теперь то я вырос/ла. И я все равно могу научиться относиться к людям по-другому, реагировать по-другому».

Подсчетами ущерба заниматься легко и, если не лукавить, порой очень приятно. Сложнее взять ответственность и выбрать меняться, даже если старт был не очень.

Еще раз: «Не так важно, что было раньше. Гораздо важнее, что я сделаю с этим сейчас».

Я бы хотела, чтобы при чтении вы держали в голове именно эту мысль.

Этапы формирования сценария

Второй важный момент.


Период детства – это вообще не первый, а четвертый этап в формировании сценария.


Давайте рассмотрим, как формируется сценарий.

Каркас сценария состоит из 4-х этапов: зачатие, беременность, роды, детство. Пока отложим в сторону детство и поговорим о первых трех этапах.


Каркас сценария:

1. Зачатие

Важно, как происходило: была ли между родителями взаимная любовь, хотели ли они осознанно иметь ребенка, или случилась нежданная беременность, насилие, эко и др.

2. Беременность

Важно, как протекала: была ли угроза прерывания, внеплановые вмешательства, были ли у женщины потери предыдущих беременностей.

Как сама мать относилась к беременности.

Какое отношение к матери и ее беременности было у окружающих.

С какими событиями сталкивалась беременная женщина в этот период и как их проживала.

3. Роды

Важно, как проходили роды. Как вели себя врачи и окружение. Что происходило с матерью и ребенком во время родов и после.

Уверена, что вы сейчас прочитали вышеперечисленные пункты и подумали: «Ни один нормальный человек не будет этого помнить. Может быть, про роды я что-то еще и вспомню (мама рассказывала), но вот про беременность и тем более про зачатие - точно нет».

И это абсолютно нормально. Было бы странно, если бы вы это помнили. Эти воспоминания относятся к очень ранним и хранятся в глубоких слоях нашего бессознательного.

Но.

То, что вы не помните эти события, не означает, что они не влияют на вас. Обязательно прочитайте статью «Психология рода. Разбираем взаимосвязи».

Там я подробно рассказываю про трансгенерационные травмы (травмы поколений). На примерах показываю, как на потомках отражается непрожитый травматический опыт предыдущих поколений. Потомки никогда не были ни свидетелями, ни участниками травматических событий, произошедших 100–200 лет назад. Но, тем не менее, они «знают» события чужого прошлого. И те влияют на них и определяют жизненные сюжеты.

Наши личные истории тем более будут влиять.

Чем раньше сформировано убеждение, тем в более глубинных пластах психики оно находится.


Чем глубже убеждение находится, тем меньше оно осознается, но тем большее влияние имеет на нашу жизнь.


По физиологии всегда сильнее (доминирует при стрессе) то, что сформировалось раньше. Поэтому, как только человек будет попадать в стрессовую ситуацию, похожую на ранний детский опыт, травма всегда будет актуализироваться.

Пример

Хочу рассказать в этом месте очень необычный пример.

Молодой человек. Всегда обслуживался в хороших клиниках у профессиональных стоматологов. Спокойно лечил зубы, никогда никаких проблем не было.

И вот он решает поставить брекеты, и на первичном приеме у ортодонта падает в обморок.

Про свое состояние рассказывает так: «Я сидел в кресле. Доктор показывала мне на мониторе варианты установки брекетов, и все было хорошо. Потом начала из шкафчика доставать реальные образцы, и мне тогда стало уже немного плохо. Я подумал, что, наверное, скакануло давление.

Мы продолжили общаться, но когда доктор сказала фразу: «Я вам все рассказала. Выбирайте сами, ставить или нет», - мне резко стало еще хуже, и я упал в обморок.

Такая реакция похожа на шоковую травму. Падение в обморок – это, по сути, попытка сознания отключиться от ситуации, в которой оказался человек, потому что сознание определяет ее как невыносимо страшную.

Если проанализировать реальность, мы заметим, что стоматологов молодой человек не боится, и ортодонт не делала ничего угрожающего. Но почему-то психика восприняла ее действия как угрозу, а значит там был триггер. Таким триггером при шоковых травмах может быть что угодно.

Триггер имеет такую особенность. Как только он проявляется, человек тут же выпадает из реальности и переносится в тот сюжет, где с ним происходило что-то плохое.

Конечно, человек не всегда может вспомнить изначальную страшную ситуацию. Так произошло и с молодым человеком.

Я владею методом, который позволяет быстро попадать в корневую историю и видеть причину проблемы, независимо от того, помнит человек ее или нет.

На терапии я попросила создать образ обморока, и молодой человек сразу же увидел маленький эмбриончик, который как бы откидывается и замирает. Так мы вышли на пренатальную травму.

В процессе работы мы выяснили такую историю. Его мама неожиданно забеременела в третий раз. На руках уже было двое маленьких детей. Муж делал карьеру и постоянно пропадал в командировках. Женщина пошла на первичный прием к доктору, чтобы подтвердить беременность и обсудить, оставлять ребенка или нет.

На приеме она, естественно, находилась в кресле (как и молодой человек). Врач доставал инструменты из шкафчика (как и ортодонт). Так включился первый триггер.

А потом гинеколог сказала маме фразу: «Выбирайте сами, оСТАВИТЬ или нет».

Когда мы погрузились в образ эмбриона, тот чувствовал смертельный ужас, пытался спиной прижаться к стенке матки и замереть, чтобы быть незаметным.

Вспоминаем рассказ молодого человека: «Мы продолжили общаться, но когда ортодонт сказала фразу: «Я вам все рассказала. Выбирайте сами, СТАВИТЬ или нет», - мне резко стало еще хуже, и я упал в обморок».

Фактически ортодонт случайно сказала кодовую фразу, которая запустила состояние смертельного ужаса, а букву «О» подсознание просто опустило.

Это очень яркий и показательный пример того, насколько пренатальная травма может влиять на наше состояние.



Что мы сделали?

Проработали шоковую травму и убрали все триггеры. Брекеты молодой человек спокойно поставил, в обмороки больше не падал.

На следующих сессиях мы работали с чувством собственной ценности и проверяли, есть ли у человека место в этом мире. Иногда люди, которых не ждали, бессознательно это место не занимают.

В реальной жизни это может выглядеть так. Они могут проигрывать буквально в шаге от победы – отдавая свое место другому человеку. Мучительно определяются с родом занятий - их желаниям, как и им самим, тоже нет места. Не могут купить свое жилье – живут не на своем месте и др.

После терапии молодой человек подал грант под свою разработку и выиграл его. Это сильно изменило его жизнь, но это уже личная история не для сайта.

* все терапевтические случаи публикуются только с разрешения клиентов по прошествии длительного времени после проработки.

Как я уже говорила, ранние программы хранятся глубоко в бессознательном, поэтому чаще всего не осознаются, но все равно влияют.

Именно поэтому с клиентами, которые ходят на регулярную терапию, мы работаем не только с детством. Всегда отдельно «проверяем» и период зачатия, и период беременности, и период родов.

И эмоционально-образная, и соматическая терапии – основные направления, в которых я работаю, - позволяют работать даже на таком уровне, находить глубинные программы, безопасно и эффективно их убирать.

Как формируются сценарии в детстве

А теперь давайте перейдем к последнему этапу в формировании каркаса сценария - детству.

И начнем с понятия потребность, потому что потребность является главной причиной, исходя из которой ребенок составляет сценарий.


Потребность — это необходимость, которая помогает человеку поддерживать жизнедеятельность или развиваться.



Главные базовые потребности любого ребенка:

- любовь;

- безопасность;

- принадлежность;

- забота;

- телесный контакт.

Все дети хотят, чтобы их обнимали, гладили, носили на ручках, ласково смотрели и разговаривали, хвалили, поддерживали, сытно и вкусно кормили, ухаживали. Естественно, ребенок не пишет райдер, он просто ощущает, от чего ему хорошо, а от чего плохо.

Вот он проснулся и ему мокро, холодно, крутит животик. Он начинает плакать, приходит мама: переодевает в сухое, прижимает к себе, ласково разговаривает, дает молочко. Малыш ощущает телесный комфорт, расслабляется.

В его бессознательном постепенно формируется связка: «мне было плохо, я заплакал, пришла мама, стало хорошо». Для ребенка мама – это мир.


С миром, будучи взрослыми, мы ведем себя точно также, как наши значимые взрослые вели себя с нами в детстве.


Когда такой ребенок вырастет, он будет легко просить о помощи, заводить знакомства, поддерживать контакты, проявлять себя, потому что в нем сформирована бессознательная программа: «миру можно доверять, он всегда откликается на мои потребности».


Ребенку катастрофически важно, чтобы его базовые потребности были удовлетворены. Только тогда он может полноценно жить, расти и развиваться!


Маленький ребенок беззащитен и беспомощен. Он не может закрыть ни одну свою потребность самостоятельно. Долгое время за него это делают взрослые. Именно поэтому они становятся значимыми фигурами, под требования которых ребенок подстраивается.

Ученик Эрика Берна – Стэн Вуллэмс в своих исследованиях выделил 2 особенности формирования жизненного сценария:

1. Любое сценарное решение – это наилучшая на тот момент стратегия ребенка.

Она была сформирована и принята с целью закрытия базовой потребности. Например, с целью выжить в мире, который ребенок может ощущать как угрозу его жизни.


Для того, чтобы закрыть потребности, ребенок будет готов подавлять все, что не приветствует взрослый, и подстраиваться под него.


В идеале на каждом этапе развития ребенок должен решить конкретные возрастные задачи, а взрослые - помочь ему в этом.

Если ребенок не может исследовать мир в соответствии со своими импульсами, желаниями и чувствами, проявлять себя, это приводит к сбоям в развитии. Какой-то этап ребенок проходит только частично, где-то вообще застревает.

В результате уже взрослый человек ведет себя незрело, так как он был лишен возможности почувствовать и осознать, какой он на самом деле, и образ истинного «Я» у него был сформирован с искажениями.


2. Сценарные решения всегда индивидуальны.

Они принимаются в соответствии с возможностями ребенка.

В итоге сценарий складывается на основе:

- физиологических факторов (тип нервной системы ребенка, который определяется генетически);

- родительских предписаний;

- собственного детского опыта.

Поэтому у детей, растущих в одних и тех же семьях, могут быть разные сценарии. Они по-разному обрабатывают входящую информацию.


Выбор сценария всегда делает ребенок, исходя из своих возможностей справляться с внешними воздействиями.


Давайте подведем промежуточный итог.

Вы узнали о том, что сценарий начинает формироваться от момента зачатия, во время беременности, родов и дальнейшей жизни ребенка и во многом зависит от самого ребенка и от его возможностей обрабатывать внешние воздействия.

Дальше вы узнаете подробнее про то, как возраст определяет возможности ребенка.

Возрастные особенности формирования сценария

Чем, на ваш взгляд, ребенок отличается от взрослого?

Прежде всего незрелостью процессов. Он не сформирован ни физически, ни психически.

Только к 11-12 годам у ребенка начинается последняя стадия развития интеллекта!

Подростки уже могут совершать мыслительные операции без какой-либо конкретной опоры и с минимальным участием субъективных факторов. Могут видеть причинно-следственные связи и на их основе делать выводы, преследовать сознательные цели, подчиняться законам опыта и логики, учитывать других людей, гибко мыслить.

Маленькие дети ничего этого не могут, так как их психика еще не созрела. Соответственно, чем меньше ребенок, тем сильнее воздействуют на него родительские предписания. Он не способен подвергнуть их критическому анализу и отвергнуть и одновременно сильно зависит от родителей в закрытии своих потребностей.


Поэтому основной каркас сценария ребенок «пишет» до 5 лет, а до 8 лет его подтверждает и закрепляет.


По сути, сценарий формирует незрелое существо, единственная цель которого удовлетворить базовые потребности.

Как вы думаете, будут ли такие решения взвешенными и логичными?

Конечно нет!

Ранние детские решения с точки зрения взрослого человека иррациональны, алогичны, странны, непрактичны. Но как бы мы к ним ни относились, они все равно управляют нами. Помним, что главнее то, что сформировалось раньше.

Уверена, что каждый из вас хоть раз в жизни произносил фразу: «Головой понимаю, что нужно делать вот так и вот так. Составляю четкий план. Но как только ситуация повторяется, все равно веду себя по-старому и ничего с этим сделать не могу».

Это оно. Вы можете тысячу раз обещать вести себя иначе. Но это обещание на уровне сознания – малюсенькой и самой слабой части нашей психики. Ваше бессознательное всегда будет побеждать и включать раннюю детскую реакцию.

На терапии я помогаю человеку быстро создать образ той детской программы. Как только образ есть, у нас есть доступ ко всем детским решениям. Уже взрослый человек прямо на сессии может эти иррациональные решения отменить и создать себе новый алгоритм, который будет приводить не к странным, а к желанным результатам.


Дальше вы узнаете об особенностях формирования сценария на каждом из возрастных этапов.

В статье я использовала возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина и стадии развития мышления Ж. Пиаже. В описании каждого возраста обратите внимание на ведущую деятельность, кризисы и новообразования - они определяют потребности. И на мышление ребенка - оно определяет детские решения.

Беременность и роды

Период беременности характеризуется тем, что ребенок находится с мамой в слиянии.

Слияние — это объединение двух различных объектов в одно целое таким образом, что образуется единый объект с едиными свойствами.

Жизнь любого человека начинается со слияния сперматозоида и яйцеклетки. Ребенок получает весь генетический материл от отца и от матери. Вся генетическая память рода, в том числе и трансгенерационные травмы, закладываются в бессознательном. Ребенок – это не чистый лист.

Только с пятой недели начинается постепенный процесс обособления тела будущего ребенка. Все дальнейшее внутриутробное развитие направлено на то, чтобы ребенок мог созреть, отделиться от тела матери и выжить при этом. Это становится возможным только ближе к концу беременности.

Мать и ребенок всю беременность функционируют как единый организм.

Если мама чувствует голод, малыш начинает активней толкаться. Ребенок знает мамин голос и реагирует на него. Он также реагирует на эмоциональное состояние женщины, болезни и др.

Так как ребенок находится в слиянии, все чувства, которые мама испытывает во время беременности и родов, ребенок воспринимает как свои. Он не имеет возможности фильтровать и ограничивать входящий поток. Только к трем годам жизни ребенок начнет постепенно осознавать себя как отдельного человека и в его речи появляется местоимение Я. До этого он говорит о себе в 3-м лице.

На ранних этапах развития у ребенка нет мышления, поэтому там нет слов. Ребенку доступны только телесные ощущения.

Еще раз вдумайтесь.


Ребенок не понимает, что происходит. Он только чувствует.


Например, мама с папой ругаются и кричат громко, маме страшно, соответственно и мне страшно, потому что я – это мама. Я автоматически сжимаюсь и прячусь. Становлюсь в животике у мамы маленьким и незаметным, чтобы выжить.

Пренатальный период — это довербальный период.

Подсказка

На терапии я всегда точно вижу момент, когда у человека поднимаются именно пренатальные травмы. Он перестает разговаривать, не может словами объяснить, что сейчас с ним происходит, но прекрасно показывает телом: скукоживается, замирает, закрывается, раскачивается.

Если в реальной жизни вы иногда себя ведете также, или на вас накатывает состояние «просто плохо и больно, но ничего объяснить не могу», очень рекомендую прийти с ним на терапию. Уверена, что вы найдете важную историю.

Тело, кстати, выдает это состояние для того, чтобы вы с ним разобрались.

И здесь очень важно, чтобы психолог умел работать через телесные симптомы. По так называемому немому протоколу – когда человек ничего не рассказывает, и мы не спрашиваем. По этому же протоколу работают с людьми, пережившими насилие, сильный стресс, в состоянии острого горя.

Я умею это делать, так как в моем арсенале есть приемы из соматической терапии. Это именно телесный метод. В процессе работы я не прошу ничего рассказывать. Мы работаем только с телесными симптомами, и я помогаю человеку через телесные ощущения прожить травму. Уникальность метода еще в том, что работать при этом можно онлайн.

Давайте перейдем к следующему возрастному этапу.

Младенчество (2–12 месяцев)

1. Актуальная социальная ситуация: ребенок уже отлучен от собственной матери в физическом смысле (беременность закончилась), но при этом имеет тесную и неразрывную психологическую связь, зависимость от нее. («Мы»)

2. Ведущая деятельность: аффективное общение и взаимодействие со значимыми близкими, установление контакта и формирование первичного доверия.

3. Кризисы: к году уход от «Мы» к большей самостоятельности.

4. Новообразования: перестройка и адаптация организма к другому типу жизнедеятельности, созревание индивидуальных психологических феноменов.

5. Мышление: наглядно–действенное или сенсомоторное. Мышление в виде сложных координированных движений (сидение, стояние, ходьба, произношение звуков речи и др.), а также посредством неких простейших действий с предметами, оказавшимися в поле зрения.


Термин «мышление» здесь условен, так как собственно мыслей у ребёнка ещё нет.


В сенсомоторных актах только закладываются прототипы некоторых будущих мысленных операций. Благодаря сенсомоторному мышлению в дальнейшем развивается способность координировать разные двигательные акты и формировать сложные двигательные навыки.


Младенческий возраст – это период повышенной уязвимости.

Младенец по-прежнему стремится находиться в слиянии с мамой, что технически уже невозможно. Непрерывный контакт, как во время беременности закончился. У матери есть свои потребности, жизненные обстоятельства, особенности психики и характера. И даже если у младенца мега заботливая мать и другие поддерживающие взрослые, он все равно сталкивается с фрустрацией своих потребностей.

Так как ребенок еще не умеет мыслить, он чувствует телом. Его ощущения очень острые и амбивалентные. Вот ребенок проголодался. Ощущение голода захватывает его целиком и «навсегда». Вот его покормили, и ему тут же телесно очень хорошо. Здесь, кстати, кроется, разгадка почему нас так часто при стрессе тянет на сладкое. Мы телом помним, как вкусное сладкое молоко нам помогало.

Младенец беспомощен. Он может только плакать, а свои телесные ощущения без помощи взрослого изменить не может. Если взрослый не удовлетворяет потребности ребенка, ребенок испытывает яркий телесный дискомфорт. На сессиях мои клиенты при описании этих ощущений часто используют слово невыносимость.

Ровно такую же беспомощность вы можете ощутить во взрослой жизни, если попадете в ситуацию, схожую с ситуацией раннего детства.

Например, переезд в другую страну может проживаться тяжело, так как поднимает именно ранние детские травмы. При переезде человек бессознательно отрывается от мамы (страна жительства) и оказывается в месте, где люди говорят на непонятном языке, и где он снова можем быть непонятым (как младенец).


Так как телесные ощущения младенца пиковые, его эмоции тоже пиковые.


Младенец может испытывать ярость, страх, ужас, экстаз. И свои ранние решения он принимает, исходя из остроты телесных переживаний. Поэтому зачастую эти решения носят экстремальный характер, они иррациональны (мышления нет) и идут от частного к общему.

- Если я плачу, а ко мне мама* не подходит, значит я сделаю вывод, что женщинам доверять нельзя или никому доверять нельзя.

- Если мама кричит, грубо трясет меня, значит сейчас я умру.

- Если я проснулся, зову маму, а она не приходит и/или не берет на руки, значит она никогда не придет. Значит я умру или уже умер.

* Здесь я привожу в пример мать, так как в первое время чаще всего женщина больше всего ухаживает за младенцем и является для него самым значимым взрослым. Но то же самое может происходить и с любыми другими значимыми для ребенка взрослыми.

Заметили, насколько экстремально «мыслит» младенец? Именно поэтому, если человек попадает в свою младенческую травму, ему может становиться плохо буквально на глазах за секунды.

Призываю вас обращать внимание на такие свои состояния и непременно разбираться с ними на терапии.

В следующем возрастном периоде не меньше своих парадоксальных особенностей. Так что читайте дальше.

Ранний детский возраст (1–3 года)

1. Актуальная социальная ситуация: обретение некой автономности и полной свободы передвижения, определенной самостоятельности, происходит постепенный уход от «Мы».

2. Ведущая деятельность: манипулирование орудиями и предметами, формирование речевых навыков ребенка.

3. Кризис: 3 года — в силу возрастающей самостоятельности и независимости ребенка резко возрастают и его требования, которые он может пока выражать только деспотичным образом и капризным поведением, негативизмом по отношению к различным действиям и решениям старших.

4. Новообразования — формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение «Я»), стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, овладение деятельностью, напоминающей «взрослую».

5. Мышление: продолжает развиваться наглядно–действенное мышление, и к 2-м годам появляется наглядно–образное мышление. Ребёнок уже знает назначение предметов, понимает, что с их помощью он может делать. Предметы и действия с предметами имеют названия – это начало мысли и понятия. Но ребенок не способен отделить мысль об объекте от самого объекта. Они для него слиты воедино. Ребенок опирается только на свой сенсорный опыт и не способен проводить операции с объектами в отсутствии самих объектов.

К 3-м – 4-м годам ребенок становится способен продуцировать не только наглядные, но и мысленные образы. Мысленные образы возникают по цепочке ассоциаций, поэтому образов может быть много.

К чему приводят такие особенности мышления?


1. Ребенок часто не способен отличить фантазии от реальности и конкретных действий.

Например, старший ребенок может ревновать к младшему. Он может чувствовать ярость и хотеть задушить этого младшего, которому теперь все внимание родителей. Для сознания ребенка «я хочу убить брата» и «я убил брата» - равнозначные фразы. Поэтому дальше начинается разрыв логики: «Если я убил брата, я плохой. Если я плохой, меня нужно наказать».

Это алогичное детское решение остается в бессознательном, и взрослый человек будет неосознанно им руководствоваться. Как следствие, у него может не быть друзей мужского пола, потому что он «преступник». Или, наоборот, он будет бесконечно помогать друзьям или брату обустраивать их жизнь, чтобы искупить «вину». У каждого свои способы наказать себя.

Думаю, вы догадались, что мы делаем на терапии?

Конечно же, с помощью образов мы находим эти алогичные детские решения и специальными техниками обязательно убираем их.


2. Ребенок считает себя всемогущим.

В силу возраста он не способен удерживать в поле своего внимания других людей, включать их процессы в расчет.

Из этой особенности вытекает идея ответственности за то, что происходит между взрослыми. Например, ребенок может считать себя виноватым за развод родителей, так как считает себя способным повлиять на это.

Мнимая ответственность не дает возможности ребенку сосредоточиться на себе, заниматься своим развитием, а не делами родителей.

И худшее. Эта ответственность непосильна для ребенка. Ни один ребенок не может отвечать за дела взрослых. У такого ребенка, конечно же, не получается справиться снова и снова. Так в его мозгу закладывается алгоритм, что он бессильный.


Как будет вести себя такой взрослый человек?

Конечно же, он осознанно и неосознанно будет отказываться от ответственности, так как внутренне будет ощущать себя неспособным что-то решить. Отказ от ответственности приводит к состоянию неопределенности. Человек не выбирает и не совершает действий. Это приводит к тяжелым невротическим состояниям. Я уже молчу про созависимые отношения, как неосознанную попытку переложить на другого решение за свою жизнь.

Как складывается жизнь такого человека, думаю, вы уже поняли.

Призываю вас еще раз внимательно прочитать предыдущий абзац и проанализировать, а как у вас. Это очень важная тема.

И уже постоянный вопрос:

- Что мы делаем на терапии?

Конечно же, разбираем всю эту цепочку.

По сути, я учу человека брать ответственность и делать внутренний выбор. Как только человек научается это делать, в его жизни происходят колоссальнейшие изменения, потому что, если вы делаете внутренний выбор, вы тут же будете совершать во внешнем мире действие. А любое действие всегда приводит либо к результату, либо к следующему действию, но, в конечном итоге, тоже к результату.

У успешных людей этот навык отработан до автоматизма.

Очень люблю эту тему. Напишите мне в комментариях, было ли бы вам интересно поговорить про нее шире и задайте вопросы. Если я увижу отклик – напишу отдельную статью.

Про следующий возраст вы уже можете многое помнить сами. Ниже вы узнаете интересные нюансы. Читайте и ищите аналогии.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

1. Актуальная социальная ситуация: уход от общей со взрослым активности к самостоятельной.

2. Ведущая деятельность: ввиду стремления к независимости и начала развития произвольных действий, у ребенка на первый план деятельности выходит сюжетно-ролевая игра.

3. Кризисы: 6-7 лет — формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влиянии на поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести.

4. Новообразования: происходит установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной, одобряемой обществом деятельности.

5. Мышление: образное – это мышление посредством операций с мысленными образами, ребенок уже может оторваться от наглядности. Такое мышление неразрывно связано с речью. Доминирует с 4-х до 11 лет. В значительной степени является эмоциональным. Ребенок в основном устанавливает ситуационные связи между объектами и явлениями. Причинно-следственные (логические) цепочки не выстраивает.


К 5 годам основные каркасы сценариев уже «написаны». До 7-8 лет ребенок их дорабатывает, а в дальнейшем просто использует. Прочитав про все физиологические возможности ребенка, мы можем четко представить какого качества будут сценарии, по которым мы живем дальше.


Как только каркас сценария написан, ребенок будет организовывать мир таким образом, чтобы он подтверждал сценарные решения.


В сценарий входят все основные значимые события этого времени и люди, которые окружали ребенка.


Наша жизнь после 7 лет и до теперешнего момента – это повторение утвержденных сценариев.


Вот почему так важно в терапии работать именно с ранним детским возрастом.

И вот почему эмоционально-образная терапия настолько эффективно помогает. С помощью образов мы можем очень быстро дотянуться до детских решений и также быстро исправить их.


Подведем итоги:

- У каждого человека есть детские травмы. Даже если ребенок растет в благоприятных условиях, он все равно сформирует сценарии. А так как логическое мышление формируется только к подростковому возрасту, то каркас сценария будет сформирован маленьким ребенком с незрелым мышлением. Поэтому детские сценарии часто алогичны и нерациональны и очень мешают нам во взрослой жизни.


- Любое сценарное решение – это наилучшая на тот момент стратегия ребенка. Она была принята с целью закрытия какой-то базовой потребности. Например, с целью выжить в мире, который ребенок может ощущать как угрозу его жизни. Для того, чтобы закрыть эту потребность, ребенок будет готов подавлять все остальные потребности, даже те, которые станут приоритетными уже во взрослой жизни.


- В своих проблемах можно обвинять родителей и окружение, в котором рос. Но продуктивнее будет понять механизм создания сценариев и решить, что мы, взрослые люди, будем с ними делать сейчас. Вместо бесконечных обвинений других, я предлагаю увидеть себя участником этого процесса и отстроить взрослую жизнь иначе.


- Чем глубже находится убеждение, тем большее влияние оно оказывает на нашу жизнь.

Помните анекдот?

«Давайте уберем этот п%?#@ц из вашей жизни. – Что вы! Это же моя несущая конструкция!»


- Чем глубже находится убеждение, тем меньше это убеждение осознается. Отсюда и важность терапии. И да. На консультации мы не пишем новый сценарий. Мы предлагаем новые решения.


В следующей статье мы разберем, как родитель передает послания на основе эго-состояний. Вы узнаете, на какие эго-состояния делится психика. Это профессиональная терминология, но я на реальных примерах расскажу, как «обычный» человек может пользоваться этими знаниями. Вы поймете, как это можно отслеживать у себя и использовать в жизни.

Так что обязательно подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить!

Напишите в комментариях к статье, о чем бы вы еще хотели узнать, задайте уточняющие вопросы или поделитесь своей жизненной историей.

Давайте начнем с первой консультации.
Послушаю. Расскажу, что я заметила.
Подскажу, что уже можно начать делать, чтобы стало полегче или еще лучше.

Задайте вопрос в комментарии

Виды консультаций и стоимость

Посмотреть здесь

записаться на online консультацию

Можно здесь

подписаться на рассылку

Можно здесь
Закрыть