Вот еду я в автобусе.
Напротив меня сидит девочка-школьница лет 11. На остановке заходит подвыпивший дядька, плюхается на свободное место рядом с этой девочкой. Дядька сам по себе не злобный, но из разряда таких, что, выпив, любят с любым встречным за жизнь поболтать, да кучу вопросов позадавать. И видно, как ребенку неприятно общаться и не хочется ничего рассказывать. Но это же взрослый! Как же ему не ответить.
Я то ее спасла - пересадила к себе и вышли мы на одной остановке, и до дома довела. И девочка оказалась вполне себе умненькой и общительной.
Иду домой и думаю о том, что все мы вольно или невольно соблюдаем определенные правила общения и взаимодействия с окружающим миром. Этакие шаблоны, которыми пестрит наше общество. И все оно где-то неосознанно, а где-то и осознанно нацелено на то, чтобы научить ребенка подчиняться взрослому.
Нам так удобно.
Нам родителям удобно, когда детям не нужно повторять по сто раз.
Учителям удобно, чтобы сидел тихо на уроках и внимательно слушал, не возражал, и уже тем более не хамил. В парикмахерской сиди спокойно- мешаешь тете тебя стричь, стой ровно- мешаешь доктору тебя слушать, произноси четко- так велит логопед, тренируйся усердно- так надо тренеру.
Подчиняйся, подчиняйся, подчиняйся.
Нам так удобно, и нам так хорошо.
«Ах, какой замечательный мальчик! Ах, какая воспитанная девочка! Она и то сделает, и там поможет…», - говорит окружение.
«Ах, какие мы замечательные родители!», - льется бальзам на нашу душу.
А потом, вот так посмотришь со стороны, как ребенок проживает нестандартную ситуацию, так и загрустишь от этого самого «удобно».
Начинаешь перекладывать на себя…
Можешь пойти поперек, сделать не так, как принято, а как душа велит? Можешь послушать интуицию, а не свой рациональный разум и поступить нелогично? Можешь? Или до сих пор внутри тебя есть маленькая девочка, которая привыкла слушаться потому, что так ее когда-то научили.
Честный ответ- не всегда. Но у нас у взрослых есть уже свой опыт опасностей, когда не послушали себя и пронесло, но запомнилось, что так делать нельзя. У кого-то есть опыт и жестких уроков.
Как научить, как защитить? Вот не получается здесь через логику. Можно бесконечно рассказывать ребенку про то, что к чужим дядям нельзя садится в машину, нельзя брать угощение от незнакомцев, но это все не то. Совсем не то.
Жизнь она не черная и не белая и не предусмотришь все.
И угостить на улице конфетой может хорошая, но незнакомая бабушка, и иногда попросить помощи и поддержки нужно у незнакомого взрослого, а иногда хороший знакомый может превратиться в монстра…
Такая сложная эта тема.
Как ориентироваться, как понять, что есть опасность?
Внутрь, всегда нужно смотреть внутрь. Только там звенит предупреждающий колокольчик.
Как научить слышать?
Нет универсального ответа.
Мы можем давать свободу под присмотром, поощрять нестандартность и самостоятельность, учить видеть оттенки жизни через сказки, разговоры, поездки, через умение проживать события в настоящем времени. А еще сильно любить и верить, и разговаривать, разговаривать, разговаривать…
И самое главное- научить можно только тому, что умеешь сам.
Задайте вопрос в комментарии