загрузка сайта психолога

Открывается

0

Консультация психолога онлайн
  • Наталья Бабух

    психолог

Стоимость

У ребенка стресс. Как помочь. Часть 1.

У ребенка стресс. Как помочь. Часть 1.

Когда ребенку плохо, чаще всего он это «плохо» показывает нам через тело.

Это самый простой и естественный способ разговора. Ведь понятно оформить в слова и эмоции свои переживания может и не каждый взрослый, что уж тут говорить о детях.

Ребенку плохо, если он:

- долго засыпает и с трудом просыпается;

- вскакивает по ночам;

- стал кого–то или чего–то бояться;

- закатывает истерики - часто и на ровном месте;

- плохо ведет себя с другими детьми (кусается, дерется);

- резко изменил пищевое поведение (стал много или мало кушать);

- много и часто болеет;

- ведет себя как маленький (просит покормить, покачать на ручках, разговаривает как малыш);

- выдает более тяжелые проявления в виде энуреза, тиков, заикания и т. п.


Причины, вызывающие такое поведение, могут быть разными.

Обычно это определенное событие, которое нарушает ПРИВЫЧНЫЙ ритм жизни ребенка и заставляет его перестраиваться.

Например:

- ребенок пошел в садик / школу, поменял коллектив;

- в семье родился малыш;

- семья переехала на новое место жительства;

- ребенок попал в больницу, перенес операцию;

- ребенок пережил разлуку со значимым для него взрослым;

- в семье происходят какие – либо события, меняющие привычный уклад существования (выход мамы на работу, болезнь кого- либо из взрослых, развод, новое замужество и т.п.)

- столкновение с опытом (не обязательно отрицательным), который ребенку в силу особенностей характера тяжело выдержать.


Конечно же, ребенок будет пытаться выровнять дисбаланс, доступными для него способами.

Наша задача:

- увидеть причину изменений

- устранить причину (если возможно и нужно)

- помочь ребенку прожить эмоции.


Когда ребенку сложно, непривычно и нестабильно, он теряет опору, контакт с собой и своим телом. И тогда опору он ищет в нас – своих родителях. Именно мы являемся для него теми людьми, которые умеют восстанавливать внутреннее равновесие.

Я не буду сейчас писать подробно про банальные приемы.

Ими интуитивно владеют многие родители: доверительные беседы, совместное времяпровождение, четкий режим дня, успокаивающие игры с водой, расслабляющий массаж, сказки на ночь...

Хочу остановиться на конкретных упражнениях, которые позволяют ребенку чётче прочувствовать свое тело, восстановить его границы, заземлиться и стать более стабильным.

Взрослые тоже могут их взять на заметку и использовать применительно к себе.

Автор упражнений - прекрасный детский психолог Светлана Ройз.


1. Обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками.

Простой способ безопасно возвращаться "в себя".

Отпечаток ладони - это первая идентификация малыша, это первое "Я есть в мире". Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге.

Вырезание, разрисовывание ладошки - это ощущение и заполнение внутренней территории. Ладошка - как мандала, возвращающая и укрепляющая.

«Я – Ладошка» - олицетворение всего тела ребенка. Есть ладошка – есть я.

Когда нам нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта, мы играем в игры с ладошками. Ладошки разных деток сталкиваются, хлопают, прикасаются друг к другу. Пальчики здороваются, прикасаются друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.

Упражнения 2, 3, 4 позволяют бережно соприкасаться с темой собственного тела тогда, когда она воспринимается болезненно.


2. «Пряничный» человек

Детки, пережившие травматический опыт, могут не допускать прикосновений, бояться физического контакта. С ними можно и нужно - нарисовать "пряничного человечка" и его разрисовывать.


3. Рисование контура тела на обоях

Мы «переносим» тело на бумагу. Даем возможность посмотреть на него со стороны, почувствовать и принять. Метод очень хорошо подходит и для подростков.


4. Носик, тебе привет!

Мои дети обожали эту игру. Взрослый перечисляет части тела, а ребенок дотрагивается до них и здоровается и с ними.

- Носик, тебе привет!

- Глазки, и вам привет!

- Животик, тебе привет!

- Пяточки, привет- привет!

А теперь поменяйтесь ролями.


5. Лепка из глины, теста, пластилина

Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля. Это важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью. Полезна при любых психосоматических болезнях.


6. Куколки из ниток, простые мотанки, человечки из поролона (губок для мытья посуды), вылепливание куколок и фигурок из теста, глины и т.п.

Все это очень действенная терапия. Каждый раз, когда мы что- то "сотворяем", мы сотворяем, творим, возвращаем себя.


7. Возвращаем в свой возраст (при необходимости)

Если ребенок начал вести себя как дите более младшего возраста (так подсознание пытается вернуть безопасность), дайте ему в руки что - то, что "меньше" его.

Что - то, что воспринималось бы как детеныш более младшего возраста: куколка, маленькая машинка, игрушечный звереныш, даже клубок ниток. Сам ребенок тогда автоматически перемещается в более взрослую позицию.


8. Выстраивание опоры, заземлённости, корней

Детки, пережившие травматизацию, часто перестают чувствовать контакт ножек с землей - теряют опору, заземленность.

С ними хорошо рисовать, лепить, протанцовывать цветы и деревья, уделяя внимание корням и крепкому стволу.

Можно играть в "выращивание великанских ног ", представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра.

Ветер - это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем.

Чем ярче мы представим (нарисуем, промассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект.

Спать лучше укладывать таких деток тоже, давая опору ножкам. Например, положить под ноги скрученное в валик полотенце.


9. Расписание, планы, мечты

Дети, пережившие травматизацию, пытаются всё контролировать. С ними важно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи мечты и т. п.

Важно помнить, что в практиках они не закрывают глазки, боясь ослабить контроль.

Многих взрослых раздражает, что ребенок все время что-то вертит в руках, роняя и ломая. Для того, чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность, нужно дать в руки массажное колечко, эспандер, хлебный мякиш, шарики, наполненные мукой (крахмалом).


10. Страшные воспоминания, страхи

Для того, чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами, можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний.

Не называя воспоминания, дать метафору - просто смять бумагу, или взять темные листы бумаги, камни, шишки и сложить их в сейф. Ключ от сейфа будет либо у взрослого, либо у самого ребенка.

Можно сделать из спичек и разноцветных ниток "ловцов снов" или вырезать ажурную снежинку - которая, как фильтр, впитывала бы страшные образы, не подпуская их к ребенку.

Добавлю.

Если приснился страшный сон, и воспоминания о нем очень свежи, и ребенок рассказывает их, можно «отпустить» сон.

Откройте кран в ванной, чтобы тёплая водичка текла тоненькой струйкой. Пусть ребёнок скажет водичке: «Водичка – водичка, забери мой сон!». Потом подставляет ручку под утекающую воду, а вы рассказываете, что водичка всё – всё смывает и забирает.

Если ребенок хочет, может рассказать водичке свой сон или можно просто сказать волшебное заклинание: «Вода утекает, страшный сон забирает».

Зафиксируйте событие: «Всё! Забрала! Спасибо, водичка!»




А как вы помогаете своим деткам? Поделитесь историями!


Хорошего дня и хорошего настроения!


Наталья Бабух

Давайте начнем с первой консультации.
Послушаю. Расскажу, что я заметила.
Подскажу, что уже можно начать делать, чтобы стало полегче или еще лучше.

Задайте вопрос в комментарии

Виды консультаций и стоимость

Посмотреть здесь

записаться на online консультацию

Можно здесь

подписаться на рассылку

Можно здесь
Закрыть