Сижу у монитора: набираю, стираю, набираю, стираю… Завидую тем, кто умеет писать и облекать в слова моменты внутренних открытий.
Тема у меня в голове сложная и непопулярная – про смерть.
Понимаю, что четкий и структурный текст не напишу просто потому, что смерть, как и жизнь в своем проявлении очень многогранна. Я лишь могу обозначить несколько ракурсов, а каждый для себя продолжит.
Жизнь и смерть – это неразрывная связка, одно не бывает без другого. Рождение ребенка - пульсация жизни, при этом сами роды – больше про смерть. Уход человека – сворачивание его земного времени, и одновременно болезненное рождение нас новых – живущих без него.
В основном мы очень боимся смотреть туда – смерть проявляет наши темные страхи. Даже не страхи – ужасы. Изнанка хранит то, что подрубает, подкашивает само наше естество – у смерти нет логики. Вопль: «За что!?» - доказательство. Невозможно спрятаться, уберечься, защититься через ритуалы и религии – каждому свое, непостижимое.
Смерть всегда ненавязчиво оставляет дары, которые терпеливо ждут нашей готовности принять их. Я видела их в глазах умирающего маленького друга, и в глазах сдавшегося смертельной болезни человека и у того, кто отчаянно боролся до конца… И дары эти всегда про жизнь - про нас в жизни. Но они тяжелы. Как же они тяжелы…
И лучше не говорить, не замечать и не думать, чтоб не накликать. Позиция большинства из нас.
Но ведь на самом деле можно и по – другому. Можно соприкасаться не из невыносимой боли, когда уже внутри и вынужден. Можно смотреть туда, когда есть возможность видеть и воспринимать. Когда есть возможность тонко соприкоснуться и почувствовать связи миров, поддержку ушедших, чудеса и Бога... Когда есть возможность увидеть не только потерю, но и находку - дар.
Смерть проявляет себя в обыденности жизни. Это может книга, помощь заболевшему, события чужих людей, старинная вещь, спасенный котенок…
В этот раз для меня это случайно включенная передача Юлии Меньшовой «Наедине со всеми». Гостья программы президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» – Нюта Федермессер.
Я услышала в передаче очень много глубоких вещей от человека, который погружен в тему смерти ежедневно.
Там было и про важность для умирающего человека иметь желания, и про важность для остающихся исполнять их.
Про чувство вины, сопровождающее уход близкого человека.
И про медленный переход при смертельной болезни, как подарок нам - остающимся жить.
И про знакомство детей с темой смерти в обыденной повседневности. И их детские, но очень глубокие размышления о смерти и о работе мамы.
И про чудеса, которые бывают у тех, кто уже пришел умирать.
И про ниточки - связи нас, живущих на земле с теми, кто уже там.
И про врачей и волонтеров, которые могут работать в месте, где заканчивается путь...
Ниже несколько фраз из передачи, глубоко затронувших меня.
Мы все чувствуем себя виноватыми, когда уходят близкие. Отдать столько любви, сколько мы носим в себе, мы не успеваем. Это не значит, что мы не любим. Мы просто не успеваем. Мы все оставляем на потом. Нет такого другого места (про хоспис), где так любят. Даже в род доме так не любят. Потому что хоспис - это про расставание. А любое расставание - это всегда про любовь. Хоспис - это концентрация любви. Мы просим прощения, прощаемся, отдаем долги, долюбливаем.
Никто так не живет полно, как люди, которые знают, что горизонт близко. Это знание обостряет ценность жизни…
Кликнув на фото, можно посмотреть всю передачу. Выделите себе время – соприкоснитесь и получите дары.
Наталья Бабух
Задайте вопрос в комментарии