Работа с родом складывается из нескольких направлений. Они имеют разную направленность и разные цели, но пересекаются друг с другом и дополняют друг друга:
- составление генеалогического древа;
- повседневная обрядовость;
- решение задач рода.
Рассмотрим из них отдельно.
1. Составление генеалогического древа
Именно с него я бы начинала свою работу. Архивы, сайты, поиск документов, опрос родственников, составление биографий, схема древа – это все работа с конкретным физическим миром, правила которого нам достаточно понятны. Это четкие земные действия без всякой мистики.
Мы рисуем общий контур дерева. Выстраиваем род как систему, начинаем видеть ее.
Мы очень плавно и нежно начинаем разворачивать силу. Мы показываем Роду, Вселенной, Богу... свое четкое намерение и просим поддержки в пути. Это не от «Я все могу!», а от «Я хочу увидеть и разобраться. Помогите.».
На что стоит обращать внимание при сборе информации?
Я не отсеиваю ничего. Все что приходит – нужно, иногда не сразу. Иногда какой – то незначительный кусочек в дальнейшем становится принципиально важным при раскручивании определенной истории.
Есть минимум данных, который желательно знать про каждого предка:
- ФИО;
- дата рождения и дата смерти;
- место рождения и проживания;
- особые жизненные обстоятельства;
- тяжелые болезни;
- обстоятельства смерти.
Сбор информации о роде диаметрально отличается от решения задач рода.
Сбор информации подразумевает исследовательский научный интерес. Есть цель: найти как можно больше сведений о конкретных людях. В процессе работы могут выявляться разные факты, всплывать родовые истории. Мы все их забираем себе и складываем в копилку.
И потом, уже работая с задачами рода, мы будем пользоваться только той информацией, которая касается непосредственно нас и влияет именно на нашу жизнь!
2. Повседневная обрядовость
Есть сила бытовой магии, которую многие женщины применяют интуитивно.
Для нас вполне нормально сделать выговор мультиварке, упустившей суп; произнести убирающее ссору заклинание, рассыпав соль; полечить шишку ребенка поцелуем и убрать боль…
Часто это такое наше личное волшебство, наши смешные женские секретики, через которые мы общаемся с пространством и наполняем его, создаем и держим атмосферу и в доме, и между членами семьи.
Это про мамины руки, про тепло и защиту, про уют, семью и вкусный ужин…
Это про нашу женскую возможность брать силу и передавать ее другим - гармонично выстраивать любое пространство.
Мы наполняемся от общения с приятными людьми, от любимых занятий, взаимодействия с силами природы…
Но мощнее всего мы можем почерпнуть силу от взаимодействия с родом. Это происходит, если мы включаем род в бытовую повседневность жизни.
Делать это проще всего через обряды и традиции.
Они есть у каждой страны, народа, семьи и направлены на поддержание родового общения. Их можно изучить, восстановить, придумать свои – внутрисемейные и целенаправленно использовать.
Обряд — совокупность действий с символическим значением, выполняемых в более- менее жестко заданном порядке. С точки зрения этимологии слово означает именно «приведение чего-либо в порядок».
Традиция – то, что перешло от одного поколения другому: определенные взгляды и идеи, образ действий, порядок в поведении.
В традициях разных народов есть очень много общего. Все они помогают человеку правильно проживать определенные душевные состояния, держат связь поколений, дают нам ниточку связи с прошлым.
Мы делаем что – то, что уже было до нас. Оно было встречено на жизненном пути в связи с какими – то событиями, опробировано и освоено, т. е. принято в повседневность. Этот некие безопасные нормы, позволяющие нам чувствовать себя стабильно и комфортно в текущей жизни.
В любом обряде всегда есть и некая закрепленная основа, и возможность для личного творчества, подстройки под свое видение и особенности ситуации.
К повседневным бытовым обрядам можно отнести следующие.
Ежедневная домашняя молитва за предков и за потомков.
И здесь уже не так важны слова или форма молитвы, важна память. Каждое утро мы вспоминаем и благодарим тех, кто был до нас. Просим поддержки нас и наших деток - связываем поколения в единое поле, сонастраиваем его.
Благословение еды.
Хозяйка, во время ежедневного приготовления пищи, просит у рода благословения.
В некоторых религиозных обрядах для ритуального угощения предков используется специально выделенная посуда.
Есть также и ритуальные блюда: кутья, кисель, блины, которые готовятся по особым праздникам, при уходе / рождении кого – либо в роду.
Если вы печете блины, всегда первым блином угощают предков, а только потом угощаются сами.
Благословение рода на всякое начинание
Мысленная молитва к роду с призывом о помощи и поддержке при любых начинаниях и в сложных жизненных ситуациях.
Почитание старших членов рода
Здесь мы затрагиваем в основном тему отношений с родителями. И это не обязательно любовь и какие – то сверх действия. Прежде всего, это уважение, которое выражается в учете их интересов, возрастных и личностных особенностей.
Поминальные дни
Дни особого поминания предков, установленные вашей религией.
Дни эти очень важны, так как именно в этот период у нас есть возможность вспомнить особых покойников рода: самоубийц; преждевременно ушедших – проживших короткую жизнь; пропавших без вести; тех, от кого род по каким – либо причинам отказался. Сюда же относятся и аборты, и выкидыши у женщин рода.
Особые покойники требуют особого к себе отношения. И именно в такие - общепоминальные дни мы имеем возможность безопасно для себя «поднять» эти тяжелые истории и разрешить их.
3. Задачи рода
Родовые задачи нам нужно определить для себя самим. Нам никто, к сожалению, не напишет конкретный список. Подсказками здесь могут быть только события из нашей жизни.
Нам нужно выделить конкретные жизненные темы, которые проявляются в нашей жизни, цепляют нас и мешают сейчас жить.
Именно они и будут нашими родовыми задачами, которые нам нужно решать.
Это понимание позволяет очень сильно поменять ракурс восприятия событий своей жизни.
То, что раньше выглядело как препятствие, сейчас является лишь задачей, к которой нужно подобрать определенный способ решения.
Люди, встречающиеся на пути, все меньше похожи на случайных. Ярче чувствуются родственные души и неправильно прожитые когда – то отношения, вернувшиеся сейчас к нам через других людей.
И если при работе с генеалогическим деревом, мы собираем всю доступную нам информацию, то для решения конкретной родовой задачи нас интересует только узкая информация. У нас нет необходимости ворошить все прошлое и «трогать» всех предков. Мы берем то, что помогает нам решить сегодняшнюю ситуацию.
К родовым задачам могут быть отнесены следующие моменты из жизни.
Неприятные, тяжелые текущие события, с которыми невольно приходится разбираться, невозможность решить ситуацию привычными способами, застой. Зачастую причина возникновения таких событий нелогична или необъяснима. Вы можете пробовать различные способы решения проблемы, нанимать самых лучших специалистов, пытаться заранее подстелить соломку и все просчитать. Но конкретно для вашей ситуации все эти способы работать не будут.
События с негативным оттенком, которые повторяются с определенной периодичностью в вашей жизни. Это может быть привязка к поре года, дню рождения, временному периоду, людям с одинаковым именем…
Негативное событие из жизни вашего предка, которое повторяется в вашей жизни и в жизни ваших родственников. Например, все старшие дочери одиноки; тюремные отсидки за другого человека; болезнь в определенном возрасте…
Степень значимости событий может быть разная по яркости, но такие повторы есть в любом роду. Как минимум, они проявляются в одинаковых родовых паттернах реагирования на ситуацию.
Точно также мы можем проследить и повторяющиеся положительные события. Иногда человеку и делать ничего не нужно, все притягивается к нему как бы само собой. Значит есть область, в которой мы защищены предками. В свое время, ими был внесён весомый положительный вклад, который позволяет потоку течь ровно и мощно. Если в войну дедушка спас множество детишек от смерти, вряд ли у его потомков будут вопросы с деторождением.
Подсказать о связи прошлого с настоящим может еще и ваше внутреннее состояние, реакции на определенную ситуацию.
Нелогичные и необъяснимые страхи. Например, вы сильно боитесь лошадей, при этом ни разу в жизни даже не видели живую лошадь.
Пугающие, нелогичные и необъяснимые мысли, поступки. Например, вы всегда покупаете соль в больших количествах – делаете запасы и точно знаете, что темноволосые мужчины опасны.
Ясные представления об определенных событиях далекого прошлого: знание способов выживания, устроения быта, использования аутентичных предметов людей, живших в далекие времена.
Владение узкими профессиональными знаниями из незнакомой вам области, не пересекающейся совершенно с нынешней профессиональной деятельностью.
Всё выше перечисленное выводит нас на личные истории наших предков. Там всегда есть конкретные персонажи, событие и действия. И обязательно за ними будет клубок негативных эмоций всех участников: страхи, ужасы, испуги, ненависть, зависть, злоба, проклятья…
И если история всплывает теперь уже в нашей жизни, значит она была прожита неправильно. И наша задача сейчас переписать её так, чтобы освободить всех.
Это очень тяжело в первую очередь для нас.
Именно поэтому я постоянно повторяю о том, что нельзя из любопытства поднимать родовые истории, нельзя «чистить» род, нельзя нанимать специалистов, делающих работу вместо нас.
Вход в историю – это всегда слои и связи вашей личной истории и истории предков. И это всегда ваше личное участие и личная тяжесть. В истории сейчас главный вы. Вы смотрите события, вы проживаете и пережигаете эмоции, вы выбираете способы разрешения ситуации и реализуете их, вы закрываете сюжет и отпускаете всех.
Конечно, это уже очень серьезная и глубокая работа, которая подразумевает, что у вас уже налажена связь с родом. Вы не случайно забежали и решили попробовать. Это четкое понимание вашей принадлежности роду и вытекающее оттуда знание о необходимости именно вашего участия.
Конечно, такая глубина подразумевает использование специальных техник работы с родом.
Здесь я их писать не буду.
Они все основаны на нюансах, идущих от конкретного человека и от его конкретной истории. Даже если техника одна в своей основе, способы ее выполнения и конечный результат всегда отличаются, как и мы отличаемся друг от друга.
Сами техники не так сложны для выполнения. Сложной зачастую становится встреча человека с сильной родовой болью и выбор способа ее проживания. Иногда требуется нырнуть туда и пережечь все сразу, и тогда снаружи должен остаться кто – то, кто присмотрит за тобой, даст тебе отгоревать, не думая о безопасности пространства. Иногда боль нужно разбить на части и проживать по кусочкам, растянув по времени.
Это каждый раз разное звучание с виду одинаковых историй: разная глубина погружения, разная степень готовности встречи с прошлым. Я помогаю видеть подсказки рода, регулировать скорость погружения и проживания. И я очень ценю ваше доверие и возможность соприкасаться с разным прошлым и радостно видеть результаты в настоящем.
И еще хочу добавить в поддержку наших стремлений и начинаний.
Работа с родом очень объемна и не конечна.
Не надо пытаться хвататься за всё, но в то же время, важно двигаться, соизмеряя свои силы и возможности.
Не можете сейчас работать с архивами – молитесь, потихоньку чертите схему дерева, разберитесь со старыми фотографиями, опросите пожилых родственников, чтобы не упустить время, подайте милостыню или сделайте доброе дело во славу рода.
Если вы нырнули глубоко и прожили серьезную историю, дайте себе отдышаться и выровнять поток. Хорошенько поспите, переключитесь на легкие насущные дела, да просто посмотрите смешной сериал и отвлекитесь.
Нет чужих правил, определяющих скорость вашего движения. Правила создаете вы, идя от своих потребностей и разговора с пространством вокруг вас.
Наталья Бабух
Задайте вопрос в комментарии